21 мая 2016, 11:50

Как работает вертолетная скорая помощь в Германии и России

  • В рубрике:
  • Германия
  • По материалам: http://alexcheban.livejournal.com/291384.html


  • Вертолет скорой помощи — это фантастическая картинка из медицинских сериалов для нас с вами, но успешно работающая модель оказания первой медицинской помощи во всем цивилизованном мире! «Желтый Ангел» — так называют в Германии вертолеты компании ADAC. Скорая помощь, которая прилетает на вертолете — это экономически оправданная реальность. В Европе один медицинский вертолет приходится в среднем на 1 млн населения страны, в Северной Америке 3 вертолета на 1 млн населения. В России — менее 0,5/млн, при этом практически все они сосредоточены в Московском регионе (5 вертолетов). В Украине служба HEMS отсутствует вовсе.

    Я побывал на базе HEMS (Helicopter Emergency Medical Service) в Аугсбурге в Германии где увидел как это устроено, как работает и кто платит за такую действительно быструю и неотложную медицинскую помощь. Во многих случаях только вертолет, который может прилететь в любое время суток, способствует своевременному оказанию первой медицинской помощи на месте и транспортировки в клинику в течении первого часа после травмы или начала заболевания. Так называемого «золотого» часа, неоказание помощи в течении него существенно снижает показатели выживаемости.

    2.

    Как же работаетслужба в Германии? Естественно — как часы!
    Смотрим!

    Сколько медицинских вертолетов задействовано в разных странах мира?

    В США, Канаде и Новой Зеландии самое большое количество вертолетов неотложной медицинской помощи на душу населения — 3 на 1 млн.
    В Европе в среднем этот показатель составляет 1 вертолет на 1 млн населения, в «горных» странах — Австрии и Швейцарии — до 3 на 1 млн. населения.

    3.

    В России в Московском регионе базируется 5 вертолетов EMS, еще несколько — в Санкт-Петербурге, Сочи, Дальнем Востоке, это, к сожалению — все.

    В Украине служба HEMS отсутствует вовсе, слово «санавиация» используется в обиходе врачей для консультационного выезда в другую больницу в регионы.

    Какой нужен вертолет?

    Сегодня я хочу рассказать и показать вертолет Airbus H135, который составляет 67% флота службы вертолетов неотложной медицинской помощи во всем мире, еще 26% — это более крупный H145. Таким образом на рынке HEMS всецело и полностью доминирует Airbus.

    Серийное производство Airbus H135 (ранее Eurocopter EC135) началось в 1996 году, с тех пор произведено более 700 единиц.

    4.

    Вертолет — самый тихий в данном классе. Имеет защищенный запатентованный рулевой винт — фенестрон — закрытый рулевой винт вертолёта, благодаря чему может садиться практически в любом месте, выходить из него можно с вращающимся винтами. Ему не нужны специально оборудованные площадки, посмотрите:

    5.

    6.

    7.

    Как работает служба HEMS в Германии?

    В Германии около 100 вертолетов HEMS, 78 баз, в радиусе полета от каждой из них можно долететь до любой точки за 12-15 минут включая время сборов, взлета и посадки. Каждый год в стране выполняется более 100 000 вертолетный миссий. Основная часть баз работает с 7.00 утром и до времени заката +30минут, но многие оснащены вертолетами, выполняющими полеты круглосуточно.

    8.

    9.

    10.

    После звонка на единый номер службы спасения 112, диспетчер принимает решение о необходимости вызова вертолета или автомобиля скорой медицинской помощи.

    11.



    Сколько это стоит?

    В среднем стоимость одной минуты полета составляет 60 евро. Это ориентировочная стоимость, это итоговая цена, включающая все и использующаяся во время взаиморасчетов со страховой компанией. Государственная страховка в Германии обязательна, ее стоимость соответствует примерно 15% от годового оклада, половину из которой оплачивает работодатель. И государственная и частная медицинская страховка покрывает оказание помощи HEMS.

    Дорого ли это? На первый взгляд — да. Но на самом деле, своевременно оказанная помощь приводит к уменьшению пребывания пациента в стационаре, т.е. в целом даже снижает общую стоимость лечения. Но главное — спасает жизнь, вовремя, в нужное время и в нужном месте.

    Более 65% вызовов составляют сердечные приступы и инсульты:

    12.

    Я побывал на вертолетной площадке базы ADAC в Аугсбурге в Баварии, она находится на крыше центрального городского госпиталя.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    В салоне находится два места для врачей, одно место для родственника или сопровождающего (рядом с пилотом).
    Также возможна конфигурация для двух мест для пациентов.

    19.

    20.

    Аппарат для проведения искусственной вентиляции легких:

    21.

    Дефибрилятор и кардиомонитор:

    22.

    Инфузионные насосы для микроструйного внутривенного введения препаратов:

    23.

    Доступ к носилкам сзади:

    24.

    25.

    26.

    Выдвижная платформа, на которой находится вертолет в состоянии готовности к вылету, перемещается в крытый ангар во время непогоды и ночью.

    27.

    28.

    Нам только начали показывать вертолет, как поступил вызов. Спустя 2-3 минуты после приема вызова диспетчером вертолет взлетел. Это действительно отработанный и слаженный механизм. Всего на базе, которая работает с 7 утра до заката, работают 3 пилота, 5-8 технических специалистов и 10-15 врачей, который находятся прямо на базе в указанное время, т.е. их не нужно разыскивать по клинике, теряя драгоценные минуты.

    29.

    А это набор для технического обслуживания вертолета H135. Это все, что нужно! Вертолет чрезвычайно надежен, естественно проходит периодическое техническое обслуживание, но для чего-то срочного всегда достаточно этих инструментов.

    30.



    А что в России?

    Как я написал выше, в московском регионе в наличии 5 вертолетов службы HEMS.

    В Москве действует Московский авиационный центр («МАЦ»), одно из подразделений ГУ ГОЧС г.Москвы, которому принадлежит санитарная авиация в Москве. Вертолеты Eurocopter EC145 базируются на аэродроме в Остафьево. Площадка для дежурства находится на территории 15-й Городской клинической больницы. Площадки для посадки вертолета имеются на территориях НИИСП им Н. В. Склифосовского, 15-й, 7-й, 20-й, 36-й, 71-й городских больниц, детских городских больниц (Тушинской ДГКБ, ДГКБ № 9 им. Г. Н. Сперанского и крайне редко используемая площадка на крыше НИИ НДХТ). Пилоты — сотрудники МАЦ, врачи-реаниматологи — сотрудники МАЦ и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи г. Москвы (ЦЭМП) — территориального центра медицины катастроф г. Москвы.

    В Территориальном центре медицины катастроф Московской области имеется отдел санитарной авиации. Два вертолета Eurocopter Bo-105 (находятся в собственности ФГУАП МЧС России). Врачи-реаниматологи — сотрудники ТЦМК Московской области. Базируется на аэродроме «Раменское», площадка для дежурства — больница города Клин. Других вертолетных площадок при медицинских учреждениях в Московской области нет. Отдел работает в ограниченном режиме из-за проблем, общих для всей санитарной авиации в России. Вертолет изредка вылетает на крупные ДТП на трассе М-10 «Москва — Санкт-Петербург», а также периодически эвакуирует детей с травмами из муниципальных больниц Московской области в Детскую городскую клиническую больницу № 9 им. Г. Н. Сперанского г. Москвы.

    Но вышеописанный эффективный «немецкий» механизм обеспечивается только в случае слаженной работы всех служб и работающей сети в целом. В России не существует службы, объединяющей спасателей и медиков. Спасатели — МЧС, медики — Минздрав, подчиняются разным организациям. Плохая организация оперативного взаимодействия между различными службами. «Нужен вертолет — кому звонить, что говорить?» и т. п.

    Имеется ряд объектов, полеты над которыми запрещены (особенно это относится к территориям таких стратегических центров, как Москва). По этой причине трудно получить разрешение на взлет и согласовать маршрут полета. Например, при проезде по Москве кортежа первого лица, охраняемого ФСО — запрещаются любые полеты и посадки санитарной авиации в Москве и Московской области, пока проезд кортежа не будет завершен. При нахождении первого лица в Кремле — запрещается полет вертолета в пределах Садового кольца (посадка в 20-й детской больнице).

    Но служба HEMS обязательно необходима там, это доказано мировой практикой! В целом в России потенциал развития службы составляет 160 вертолетов в течении следующих 10 лет. Компания Airbus Helicopters является ведущим партнером на этом рынке.

    А еще мы с Мариной Лысцевой <span class=«ljuser i-ljuser i-ljuser-type-P » data-ljuser=«fotografersha» lj:user=«fotografersha»>fotografersha побывали в городе Донаувёрт (Donauwörth), в Баварии, где производят вертолеты Airbus!

    31.

    Марина <span class=«ljuser i-ljuser i-ljuser-type-P » data-ljuser=«fotografersha» lj:user=«fotografersha»>fotografersha уже написала подробный отчет о линии окончательной сборки Aribus Helicopters, заходите посмотреть — Производство вертолетов AIRBUS HELICOPTERS

    32.

    33.

    И даже полетали немного над красотами весенней Баварии. К счастью, не на медицинском вертолете :)
    Красоты и тест-драйв H135 тоже покажу в отдельном репортаже.

    34.

    35.

    36.

    37.

    Не болейте! :)

    38.

    Демонстрационные полеты H135 проводятся на выставке HeliRussia в Москве с 19 по 21 мая 2016 года.

    Интересно!? Обязательно поделитесь!

    Мои репортажи про авиацию смотрите по тегу по тегу aviation

    Вам нравится мой блог? Следите за репортажами в удобном формате:

    Эмоциями своих путешествиях я делюсь online на Facebook и в Instagram. Подписывайтесь!

    | Подписаться на блог в ЖЖ | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | 500px | YouTube |

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Зарегистрироваться можно прямо сейчас. Это не больно и займет две секунды...