2 августа 2016, 16:00

Заблудшие "Газели" на улицах Тегерана и чудеса иранского автопрома

  • В рубрике:
  • All around the world
  • По материалам: http://puerrtto.livejournal.com/929637.html
  • Две страны в мире отличаются наибольшим числом древних, либо необычных автомобилей на своих дорогах — Куба и Иран. Эти страны много лет находятся под международными санкциями, что заставило их либо создать собственный автопром ( в случае с Ираном), либо ездить на старой рухляди 50-60 годов в случае с Кубой. Мало кто знает, но Иран — достаточно крупный автопроизводитель (ок. 2 миллионов автомашин в 2015), входящий в двадцатку крупнейших в мире и производящий в год почти столько же машин, сколько например Россия. И пусть иранские дороги не блещут разнообразием и надежностью брендов, их всего три (Saipa, Iran Khudro и лицензионные Peugeot-206 и 405), но зато все свое. А вот насчет многочисленных Газелей на тегеранских улицах я так и не нашел информацию — это некая отдельно взятая партия, или эти гробы на колесах в Иране стали производить по лицензии?



    Значительную часть иранского автопарка составляют старые модели Paykan (сегодня эта компания переименована в Iran Khodro), выпускавшиеся практически без изменений более 30 лет с 1968 по 1999. Это же опасный конкурент «Ладе», не находите? Обе марки упорно гнали с конвейеров десятилетиями, даже не пытаясь следовать духу времени и развитию технологий. У иранцев отношение к Paykan'ам нежное и ностальгическое, но граничащее с ненавистью. На этих развалюхах выросло два поколения иранцев и они хотят перемен.





    А этот агрегат явно произведен по американской лицензии в шахские времена —

    IranLux — разновидность Paykan, но формально это другой бренд. Но такой же «другой», как и ВАЗ-2101 и ВАЗ-2011.





    Иранский автобренд Zamyad ныне не существует, войдя в состав более крупной компании Saipa —

    А вот современные иранские машины, например Samand, активно экспортируются во многие страны мира, включая Россию, Беларусь, Афганистан, Венесуэлу, Бангладеш, Сирию, Сенегал… что-то набор стран специфический, мягко говоря. Но главное, что есть спрос. В самом Иране Samand — самая распространенная машина.



    Saipa-Taba на глазок занимает треть рынка, что подтверждается и официальной статистикой. Как уже говорил, разнообразия моделей нет, 94% иранского автопарка составляют не более пяти моделей от трех брендов. Оставшиеся 6% это лицензионные Pegeot, либо импортные модели.



    Еще одна реинкарнация модели Samand, называется IKCO, внешне ничем друг от друга не отличаются —





    Персидский Пежо —

    Ошметки старых добрых времен шахской эпохи —

    В Иране практически не встретить такие привычные бренды, как Форт, Тойота, Фольксваген, Хонда. Страна живет под санкциями и любой автопроизводитель, рискнувший войти на иранский рынок рискует попасть под «раздачу» со стороны США.

    Между прочим, в те же годы наладил выпуск своих автомобилей и Израиль, тоже оказавшийся под санкциями. И пусть антиизраильские санкции были наложены арабскими странами, слабыми в экономическом плане и поэтому малоэффективными, но кой-какой негативный эффект был. Многие европейские и японские автопроизводители опасались продавать машины в Израиль, из-за риска лишиться большого арабского рынка. Позже США приняли закон, запрещающий прямую и косвенную поддержку антиизраильского бойкота. Любая компания, в отношении которой возникали подозрения, что она отказалась сотрудничать с Израилем под давлением арабов — тут же попадала под крупные штрафные санкции. Тем не менее, Израиль был вынужден создать свой автопром и так родилась машина «Сусита» (см. отдельная статья) —

    p.s Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
    Твиттер http://twitter.com/puerrtto
    Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin

    Комментарии (0)

    Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

    Зарегистрироваться можно прямо сейчас. Это не больно и займет две секунды...